Как заряжать аккумулятор автомобиля в домашних условиях

Заряжать аккумулятор автомобиля в домашних условиях несложно даже неопытному автомобилисту, если под рукой есть зарядное устройство. Но при этом следует соблюдать несколько простых рекомендаций, чтобы обеспечить эффективность процесса и соблюсти все меры безопасности. Своевременная диагностика и обслуживание существенно продлевают срок службы АКБ, поэтому стоит уделять внимание данному аспекту и периодически проводить проверку.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Тут есть несколько способов, все зависит от конструкции аккумуляторной батареи, чем она современнее, тем проще разобраться. Можно использовать одну из следующих методик:

  1. Если в системе есть индикаторы заряда и плотности, то проверка займет несколько секунд. Надо просто снять данные и сверить с показателями, указанными ниже. Это стоит делать хотя бы пару раз в месяц.
  2. В АКБ с индикатором все тоже просто. Чаще всего при нормальной зарядке индикатор зеленый, при среднем уровне белый, а если батарея разрядилась, то красный. Окошко обычно находится сверху посередине.
  3. Если система обслуживаемая, используют ареометр для измерения плотности. Оборудование может иметь разную конструкцию, но проверку всегда проводят одинаково. С помощью резиновой груши набирают небольшое количество электролита из банки и проверяют показатель на шкале. Значение в 1,26-1,28 г/см.куб. обозначает полный заряд, если оно составляет 1,2 – оборудование наполовину разряжено. Показатель в 1,1 сообщает, что батарея нуждается в срочной зарядке.
  4. С помощью мультиметра определить напряжение на клеммах несложно даже неопытному водителю. Приставляют контакты к соответствующим выводам АКБ, когда напряжение составляет 12,7 В – все в порядке, при показателе в 12,4 В уровень заряда составляет 75%, 12,2 В – 50%. При 12,1 В осталось всего 25% емкости, если значение еще ниже, аккумулятор практически полностью разряжен.

Кстати!

Можно определить уровень заряда по индикаторам на панели автомобиля. Если они стали светить не так ярко, как обычно, стартер вращает двигатель медленнее, чем раньше, а контрольная лампочка аккумуляторной батареи после запуска мотора еще какое-то время горит – проверяют АКБ.

Сколько времени уходит на зарядку аккумулятора автомобиля

Тут все зависит от ряда факторов. Важно использовать надежное зарядное устройство и стараться не применять самодельные конструкции без индикаторов и возможности контроля процесса. При покупке стоит отдавать предпочтение производителям с хорошей репутацией. Что касается времени зарядки, учитывают следующее:

  1. Уровень разрядки аккумуляторной батареи. Чем меньше в ней заряда, тем дольше будет процесс.
  2. Выбранный способ проведения работы. Зависит от обстоятельств и характеристик ЗУ, которое используют.
  3. Качество изготовления, состояние АКБ и зарядного устройства. Когда все идеально, времени потребуется на порядок меньше.

Зарядка происходит при подаче постоянного напряжения, обычно процесс занимает от суток до двух. Но, если подавать непрерывный ток (а именно этот вариант используют во всех современных ЗУ), то время сокращается до 10. Обычно подают ток в размере десятой доли от емкости аккумулятора. Так как при зарядке нередко часть напряжения теряется из-за невысокого качества оборудования, то время увеличивается до 11-12 часов.

Это оптимальный вариант, который хорошо заряжает АКБ и не наносит вреда. Но, если времени нет и ехать нужно через пару часов или даже раньше, используют способ экспресс-зарядки. В этом случае выставляют максимальный показатель тока и, после подключения к сети, батарея набирает емкость за 15-20 минут. Метод экономит время, но применять его следует только в случае крайней необходимости, так как он наносит ущерб аккумулятору.

Если делать все правильно и подавать малые токи, АКБ будет набирать емкость плавно, без перезаряда или недозаряда. Ресурс при этом увеличивается, а отложения на пластинах разрушаются полностью. При покупке новой батареи проверяют ее показатели. Если она долго лежала на прилавке, ее значения могут снизиться и желательно провести зарядку АКБ перед началом эксплуатации.

Как подготовить аккумулятор к процессу зарядки

От подготовки во многом зависит эффективность зарядки, поэтому выполняют все рекомендации:

  1. Температура батареи должна составлять не менее +10℃. Если работу проводят зимой, лучше всего снять аккумулятор и подержать его несколько часов дома или в любом другом теплом помещении. По этой же причине заряжать оборудование в неотапливаемом гараже нельзя.
  2. Очищают клеммы от отложений, смазки и загрязнений, они должна быть идеально чистыми. Также убирают грязь с корпуса. Лучше всего протереть все поверхности раствором нашатырного спирта.
  3. Если обслуживаемая аккумуляторная батарея, аккуратно отвинчивают пробки и кладут их рядом. В необслуживаемых вариантах нужно снять заглушку с вентиляционного отверстия, чтобы обеспечить хороший воздухообмен в процессе зарядки. Если пробки откручиваются, есть смысл слить небольшое количество электролита, чтобы проверить его на чистоту и наличие примесей.
  4. Для обслуживаемых систем важна проверка уровня электролита. В этом случае руководствуются меткой на корпусе, если ее нет, то убеждаются, что жидкость находится выше края пластин, как минимум, на 0,5 см. Если ее мало, доливают дистиллированную воду. Причем, проверять и добавлять жидкость надо в каждую банку отдельно.

Важно!

Ставят аккумулятор так, чтобы исключить его опрокидывание. Лучше всего располагать АКБ на полу в проветриваемом помещении, так как в процессе зарядки неизбежно образуются испарения.

Процедура зарядки аккумулятора

Можно использовать два метода – зарядка постоянным током или постоянным напряжением. Каждый из них эффективен и безопасен, если делать все правильно и строго соблюдать рекомендации. Если будет использоваться постоянный ток, следуют простой инструкции:

  1. Выставляют ток на показатель в 10% от емкости АКБ. То есть, если у 60 А, то значения должно составлять 6 А. Этот параметр настраивают вручную, все достаточно просто. Заряжают батарею до тех пор, пока напряжение на клеммах не достигнет показателя 14,4 В с отклонением не более 0,1 В.
  2. Если аккумулятор разряжен сильно, то выставляют минимальный показатель в 1,5-2 А. Это позволит исключить сильный электролиз воды и обеспечит более эффективное разложение сульфата свинца, который чаще всего покрывает большую часть пластин. Время увеличивается, зато элементы системы восстановятся намного лучше.
  3. Когда постоянное напряжение достигнет 14,4 В, снижают ток примерно до 1/20 части емкости АКБ. Это уменьшит нагрев электролита и позволит зарядить батарею до максимально возможного уровня.
  4. Продолжают зарядку до тех пор, пока ток и напряжение не стабилизируются. Показатели могут варьироваться в диапазоне 0,2 единиц, это значит, что начался самозаряд аккумулятора.

После окончания процесса оставляют батарею примерно на час, чтобы все газы вышли. После этого возвращают вентиляционную заглушку или пробки банок на место.

Важно!

Обязательно протирают корпус раствором пищевой соды. Иначе из-за слоя электролита на поверхности аккумулятор будет разряжаться намного быстрее.

Можно заряжать АКБ и постоянным напряжением. Этот способ занимает намного больше времени, поэтому его используют реже. Тут важно помнить несколько аспектов:

  1. Устанавливают номинальный уровень напряжения, обычно он равен 14,4 Вольт. Важно следить за показателем, погрешность не должна превышать 0,1 В, это особенно значимый фактор при работе с необслуживаемыми моделями.
  2. Величину тока при этом устанавливают не более, чем 0,1 от общего показателя. А для батарей, которые не обслуживаются, значение должно быть в диапазоне 0,05-0,1. Любые показатели, превышающие 20%, наносят вред системе.
  3. Если АКБ разряжена очень сильно, изначально выставляют показатель 12-13 Вольт, при этом ток не должен превышать 5% от общей емкости. По мере роста показателей значения можно постепенно увеличивать.

При сильном разряде процесс полного восстановления может занять до 3-х суток. Поэтому данный вариант применяет нечасто, намного проще и быстрее использовать постоянный ток, так как он обеспечивает зарядку за 12 часов.

Часто возникает вопрос – можно ли заряжать аккумулятор не снимая его с машины. Этот вариант часто применяют, если отсоединение батареи может спровоцировать сбои в системе управления. Но необходимо помнить, что при скачках напряжения отдельные элементы могут просто сгореть. Ни один производитель не одобряет такого способа зарядки. Лучше найти еще одну АКБ и подключить ее на время, чтобы настройки не сбивались, а основной элемент питания в это время снять и зарядить.

Как часто необходимо подзаряжать аккумулятор?

Как такового, четкого регламента на этот счет нет. Чаще всего работу проводят только при необходимости, если емкость упала наполовину. Если индикатор зеленый, снимать и заряжать батарею нет смысла. В обслуживаемых вариантах стоит периодически проверять уровень электролита, так как от этого во многом зависит нормальная работа системы.

Чем выше степень износа, тем больше внимания стоит уделять аккумулятору. Чаще всего его обязательно заряжают перед наступлением морозов, впоследствии следят за зарядом и повторяют процедуру по мере необходимости.

Кстати!

Зимой батарея может терять до половины емкости. Чтобы исключить проблему, ее стоит заносить домой на ночь.

Справиться с зарядкой аккумулятора по силам каждому водителю. Главное – использовать надежное зарядное устройство и соблюдать инструкцию по проведению работы, уделяя особое внимание выставлению правильных значений.

Читайте также:

Добавить комментарий

Adblock
detector